Катарина (katarinagorbi) wrote,
Катарина
katarinagorbi

Categories:

Портреты и судьбы.../ «Девочка с куклой» («Портрет Татули»)

     *****


Художник Петров-Водкин К.С.

Летом 1930 года Кузьма Сергеевич Петров-Водкин завершал работу над рукописью автобиографической повести «Хлыновск». В записных книжках этого периода среди черновых набросков отдельных глав повести, фамилий и адресов коллег и приятелей, рабочих заметок с заседаний ученого совета в Академии - одна любопытная запись: «Для Таты: плиту (с посудой), ведерко с совочком, телефон».
Тата, Татуля - это Татьяна Львовна Пилецкая - одна из красивейших актрис советского кино, героиня фильмов «Пирогов», «Княжна Мери», «Разные судьбы», «Невеста», «Зеленая карета».
С родителями Таты - Людвигом Львовичем и Евгенией Давыдовной Урлауб - художник познакомился ещё в 1926 году  - они снимали дачи по соседству.
Портрет «Девочка с куклой (Портрет Татули)» создавался не на заказ, а по велению души. Художник задумал этот портрет после одного из концертов-сюрпризов, которые устраивали дети - Елена Водкина, Вера и Севир Голубятниковы и Тата Урлауб. Они читали стихи, пели, танцевали, представляли живые картины. Кузьма Сергеевич тогда же, отметив грациозность Таты, посоветовал Урлаубам отдать дочь в хореографическое училище, а на следующий день пригласил её позировать для портрета.
Тата в белом кружевном платье с куклой, недавно подаренной ей отцом на день рождения, отправилась к Петровым-Водкиным. Веранда, на которой расположились художник и его модель, была очень веселая, солнце глядело сквозь цветные стеклышки. В одном углу - мольберт с холстом, в другом - большой круглый стол с огромным букетом, который вскоре появится в натюрморте «Букет цветов и лампа». Сидеть без движения девочке было трудно, и Кузьма Сергеевич, прекрасно это понимая, разрешал немного шевелиться.
В своих воспоминаниях Татьяна Львовна позже напишет: «Кузьма Сергеевич очень любил зимой устраивать елки для ребят, всем нам раздавал подарки из-под елки и радовался вместе с нами. Меня он рисовал в возрасте семи лет. Позировать нужно было долго, и я, чтобы не скучать, рассматривала цветные стеклышки, которые были вставлены в окна на веранде у Петрова-Водкина».

В 1941 году была выслана с семьёй по причине немецкого происхождения из Ленинграда, в город Молотов (Пермь), а в 1945 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, затем училась в студии ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (мастерская О. Г. Казико). Родители будущей актрисы оставались в ссылке на Урале до 1956 года.
В 1945—1948 годах она была актрисой эстрады и Ленинградского театра музыкальной комедии, а также актрисой киностудии «Ленфильм», одновременно работая в танцах в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского.


Актриса говорила о себе: «В дальнейшем каждая кинопроба стоила мне невероятных усилий, нервов. И в „Зелёной карете“, и в „Прощании с Петербургом“, и в „Сильве“ приходилось доказывать, что ты что-то можешь, что ты лучше других».
В 1956 году на экраны вышел фильм «Разные судьбы», где Пилецкая сыграла одну из самых известных своих ролей.


В период с 1962 по 1990 год Татьяна Пилецкая — актриса Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне — театр «Балтийский дом»).
С 1990 по 1995 год служила актрисой в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО.
В 1996 году она возвращается в театр «Балтийский дом», где служит по настоящее время.


Актриса также играет в Санкт-Петербургском театре «Приют комедианта» и Санкт-Петербургском театре имени Андрея Миронова.
На сегодняшний день Татьяне Пилецкой 92 года.
Tags: впечатление дня, живопись, история портрета, картина, портрет, портреты и судьбы, художник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments